miss_juliettef

Category:

Легким движением руки брюки превращаются...

Не так давно мною была рассмотрена тема платьев в XIX веке:

Сто лет моды. Как одевались женщины в 1801 – 1901г.г.

Как было сказано в предисловии, современные люди о женской одежде двухвековой давности представление имеют весьма смутное. А в отношении мужских нарядов оно и вовсе почти отсутствует. Снова попробуем разобраться в хитросплетениях модных тенденций девятнадцатого столетия.

1801 - 1830

В годы правления Императора Павла, то есть с 1796 и по 1801 годы, «французские» наряды в Российской Империи были запрещены. Однако, почти сразу после его смерти новый Император, Александр, возвращает все на свои места: спустя всего несколько дней столичные щеголи с облегчением меняют треуголки на шляпы, мундиры (за исключением служащих) на фраки, а ботфорты - на сапоги с отворотами. Возможно, именно благодаря пятилетнему запрету Павла на подобную одежду ампир в мужской моде продержится несколько дольше, чем в женской.

Колин Фёрт в образе мистера Дарси ("Гордость и Предубеждение", экранизация 1995-го года).
Колин Фёрт в образе мистера Дарси ("Гордость и Предубеждение", экранизация 1995-го года).

Фраки 1810-х заметно отличаются от тех, какие были в моде ранее.  Фалды поднимаются выше колен, вызывая смех у старшего поколения, да и в целом фраки в большинстве случае смотрятся так, будто портной перепутал мерки и сшил господину одежду на размер-другой меньше. Воротники у фраков только одного вида – высокие стойки. Под фраком же у джентльмена всегда имеется жилет, а то и не один. Каждый сезон мода меняется, и у одного мужчины в гардеробе могли быть бархатные, суконные, жилеты из пике – каждых несколько штук, в разном цвете! Галстуки, похожие на современные, еще не слишком распространены, и франты пользуются галстуками - шейными платками, цвет которых варьируется в зависимости от ситуации. Например, на балы надеваются только белые платки. Из обуви используются в основном сапоги и туфли. Фасонов штанов, как и моделей обуви, очень мало. Джентльмены могут выбирать только из двух вариантов: либо достаточно узкие длинные брюки, либо короткие (в лучшем случае слегка за колено) панталоны и светлые чулки. Одно из важнейших правил состоит в том, что панталоны обязательно должны быть светлее фрака (в редких случаях можно встретить полностью черный костюм).

"Наполеон Бонапарт - первый консул", Жан Огююст Доминиик Энгр, 1804.
"Наполеон Бонапарт - первый консул", Жан Огююст Доминиик Энгр, 1804.

Прически в эту эпоху простые, напоминают Античность. Бород никто не носит, но зато очень популярны «гусарские» усы и бакенбарды. Часто мужчины оставляют на щеках узкие полоски волос, называемые "фаворитом". Шляпы - в основном высокие цилиндры с загнутыми с боков полями.

Начало 1800-х.
Начало 1800-х.
Джордж Брайан Браммел, известный своими накрахмаленными вортниками. Один из почитателей Браммела настолько накрахмалил свой воротник, что порезал об него ухо.
Джордж Брайан Браммел, известный своими накрахмаленными вортниками. Один из почитателей Браммела настолько накрахмалил свой воротник, что порезал об него ухо.

1830 – 1850

К началу тридцатых в европейской моде побеждает романтизм, и в мужской одежде происходит настоящая революция. К тому же моменту основным законодателем джентльменской моды становится Англия, оттесняя французов на второй план. 

Домашний и прогулочный костюмы джентльмена, Великобритания, 1841. Даже невооружённым взглядом видно, что под прогулочным костюмом надет корсет.
Домашний и прогулочный костюмы джентльмена, Великобритания, 1841. Даже невооружённым взглядом видно, что под прогулочным костюмом надет корсет.

К сороковым фраки и цилиндры окончательно исчезают из повседневной жизни и остаются одеждой сугубо вечерней. Им на смену приходят сюртуки и шляпы-котелки. Панталоны тоже уходят в небытие, остаются только простые брюки. Расцветка жилетов наконец становится похожей на современную, чаще всего ткань берется того же цвета, что и для брюк. В целом цвета скорее тёмные, хотя в летний период допускаются серый, кремовый и некоторые другие. Изредка встречаются клетчатая или полосатая материя.

Принц Альберт, муж королевы Виктории. Франц Винтерхальтер, 1842.
Принц Альберт, муж королевы Виктории. Франц Винтерхальтер, 1842.

Обувь остаётся приблизительно такой же, только сапоги избавляются от отворотов. Важно отметить, что в эту эпоху некоторые мужчины начинают использовать корсеты – идеалом считается достаточно тонкая талия без животика. К середине века становятся популярны прически с более длинными, чем в предыдущие и последующие десятилетия прядями. 

1850 – 1865

В следующие пятнадцать лет мода не претерпевает никаких особенно заметных изменений. Сменяются только незначительные детали, такие как длина брюк, формы воротников и лацканов. В это же время появляются съёмные воротнички для рубашек. Сюртуки несколько укорачиваются для удобства носки. В начале шестидесятых становятся популярны ранее неизвестные пиджаки.

Съёмный воротничок для рубашки.
Съёмный воротничок для рубашки.

Прически остаются приблизительно те же, поднимается популярность усов и бакенбард, а некоторые мужчины даже отваживаются носить бороду.

"Николай I с Цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году", Богдан Виллеваде, 1884. ...Император и Цесаревич одеты в лучших традициях своего времени.
"Николай I с Цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году", Богдан Виллеваде, 1884. ...Император и Цесаревич одеты в лучших традициях своего времени.

1865 – 1890

В эту эпоху становится популярным массовое производство костюмов, всё чаще они шьются именно на фабриках. Изменения касаются только деталей, костюм становится более стандартным для всех. Единственное более-менее заметное изменение – пиджаки, которые окончательно сменяют сюртуки. Правда, эти пиджаки куда длиннее тех, которые носят спустя полтора века. Появляются также и смокинги, хотя они менее популярны и потому заслуживают меньшего внимания. Ткани и цвета используются всё те же, хотя встречаются и «попугаистые» костюмы.

Между 1875 и 1880, Великобритания.
Между 1875 и 1880, Великобритания.

С новомодными пиджаками впервые появляется классическое понятие костюма-тройки, который уже в следующее десятилетие займет лидирующие позиции.  Шейные платки давным-давно канули в лету, и теперь джентльмены носят простые галстуки, завязанные узлом, и бабочки. Обувь за эти пятнадцать лет тоже изменяется: туфли приобретают несколько более высокий каблук, носок же становится уже.

Фёдор Достоевский носил и бороду, и пиджак.
Фёдор Достоевский носил и бороду, и пиджак.
Александр III - первый русский правитель после Ивана V, носивший бороду. Портрет кисти Николая Шильдера.
Александр III - первый русский правитель после Ивана V, носивший бороду. Портрет кисти Николая Шильдера.

1890 – 1901

В последние годы XIX века мужская мода, как и женская, становится чем-то слегка странноватым. Пиджаки приобретают современную длину, а вместе с ней -  достаточно экзотические расцветки: некоторые отваживаются носить даже красный, но, к счастью, приверженцы классики все же составляют в обществе большинство. Цветастые жилеты давно вышли из моды, но девяностые приносят с собой новое веяние – полосатые рубашки, которые очень многие с энтузиазмом начинают носить почти в любой неформальной обстановке. 

Мужская обувь девяностых.
Мужская обувь девяностых.

В первую половину девяностых мужчины носят очень длинные пальто, причем нередко – с пелеринами, но позже эта мода делается менее заметной – пальто, раньше доходившие до икры, укорачиваются до колена. Сюртуки окончательно вытесняются костюмами-тройками, причем возрождается правило ампирной эпохи: брюки всегда должны быть светлее пиджака и жилета. Сами же костюмы теперь почти всегда изготовляются на фабриках, и только редкие франты да Великие князья шьют костюмы на заказ.

Антон Павлович Чехов, 1890-е. Те самые длинные пальто...
Антон Павлович Чехов, 1890-е. Те самые длинные пальто...

Цилиндры, как и в предыдущие годы, остаются сугубо официальным головным убором, в остальное же время носят котелки и мягкие фетровые шляпы. Специально для посещения пляжа джентльмены имеют соломенные канотье. На протяжении всего десятилетия воротники рубашек становятся выше, но галстуки остаются неизменными.

Оскар Уайльд. 1890-е. Впрочем, он-то всегда поражал публику своим эпатажем.
Оскар Уайльд. 1890-е. Впрочем, он-то всегда поражал публику своим эпатажем.

Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened