miss_juliettef

Category:

На её стороне

«Казань брал, Астрахань брал…» - совершенно справедливо говорит герой Михаила Булгакова в пьесе «Иван Васильевич». В 1552 году состоялся знаменитый поход русского войска на Казань. Он был уже не первым по счету, однако благодаря тщательной подготовке все же окончился тем, чего так жаждал русский царь: покорением Казанского ханства, одного из обломков распавшейся Орды. Можно сколько угодно рассуждать о том, что целью похода было укрепление восточных границ Русского царства, но на каждый поход обязательно найдется своя легенда…

Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань. Василий Худяков, 1870.
Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань. Василий Худяков, 1870.

Говорят, в те далекие времена, когда Московией управлял Иван, царь грозный, в Казани жила царица Сююмбике. Столь прекрасна была Сююмбике, что сама луна бледнела, когда она выходила ночью на балкон. 

Прослышал царь русский о дивной красоте царицы, послал просить ее руки. Но царица, верная своему мужу и после его смерти, отказала Ивану. Прогневился тогда царь, собрал войско, пошел на Казань. 

Страшна была осада Казани. Сююмбике, не желая, чтобы народ казанский страдал из-за нее, пообещала стать женой грозного царя. Одно условие она поставила ему: за семь дней царь должен был построить для нее башню до самого неба.

Изображение с сайта photokzn.ru.
Изображение с сайта photokzn.ru.

Так горел Иван желанием взять красавицу в жены, что собрал строителей и приказал им в срок возвести башню. День за днем шло строительство, и к исходу седьмого дня стояла семиступенчатая башня в Казани. Тогда прекрасная Сююмбике вымолила у русского царя разрешение еще раз прежде венчания посмотреть на Казань, поднявшись на башню. 

Красавица поднялась на самую вершину башни, поглядела в последний раз на свой город и с именем любимого мужа на устах бросилась вниз. 

С тех пор башня носит имя царицы Сююмбике.

Что же было в действительности? Конечно, на Казань Иван Грозный пошел не из-за царицы. Не было и самоубийства прекрасной Сююмбике, и даже про чувства царя к татарке нигде нет упоминания. 

Впрочем, в жизни казанской царицы и без того было много всего интересного. Ее отцом был Юсуф, основатель знаменитого рода Юсуповых. Замуж девушка была выдана семнадцати лет от роду за казанского хана со звучным именем Джан-Али. Брак не заладился, а муж спустя два года, в 1535 году, был убит во время переворота. Тогда Сююмбике, всего лишь девятнадцатилетняя, вышла замуж за нового хана, представителя крымского рода, - Сафа-Гирея, а спустя добрый десяток лет родила ему сына Утямыш-Гирея. Она всей душой любила второго мужа, и он отвечал ей полной взаимностью. Казалось, Сююмбике нашла свое счастье… Но не тут-то было.

Изображение с сайта photokzn.ru.
Изображение с сайта photokzn.ru.
Изображение с сайта tatar-congress.org.
Изображение с сайта tatar-congress.org.

В 1549 году Сафа-Гирей скончался, оставив после себя лишь малолетнего сына Утямыш-Гирея. Конечно, у него были еще и двое старших сыновей, но оба они на момент смерти отца пребывали у крымского хана. Так Сююмбике стала первой в казанской истории женщиной-правительницей – регентшей при трехлетнем сыне. Спустя два года казанцы, желая обойтись малой кровью, пообещали выдать Ивану Грозному царевича вместе с матерью и крымской родней. Ханом уже успел стать правитель Касимова Шах-Али.

Согласно Патриаршей летописи, казанцы просили:

…[государь] дал бы им на царство царя Шигалея (Шах-Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею…
Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем.
Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем.

Когда русский царь пошел на Казань со своей ратью, Сююмбике, вопреки легенде, там уже даже и не было. В 1553 году она была выдана замуж за касимовца Шах-Али, который, между прочим, приходился братом ее первому мужу. Брак счастливым не был; говорят, еще будучи жив, отец Сююмбике Юсуф писал к Ивану Грозному, моля его позволить забрать дочь от тирана. Сююмбике скончалась в 1557 году в возрасте сорока одного года.

Утямыш-Гирей был крещен по православному обряду под именем Александра Сафагиреевича и воспитан вдали от матери исходя из потребностей русского государства.

Благословенно воинство небесного царя. Икона, в память казанского похода 1552 года.
Благословенно воинство небесного царя. Икона, в память казанского похода 1552 года.

Кажется, история Сююмбике кончилась и забыта всеми, кроме казанцев, бережно хранящих легенду. Даже не доказано никем, что знаменитая башня Сююмбике в казанском Кремле построена в XVI веке. Но иногда интересные отсылки можно обнаружить в самых необычайных местах.

Многие слышали эту песню, и слышали не один раз, ведь прошло уже без малого двадцать три года с ее выхода ранней зимой 1997 года.

БГ, «На ее стороне» (с альбома «Лилит»)

Дело было в Казани, дело кончилось плохо,
Хотя паруса его флота были из самоцветных камней,
На него гнула спину страна и эпоха,
Но она была в шелковом платье и много сильней.

Утро не предвещало такого расклада,
Кто-то праздновал Пасху, где-то шла ворожба,
И Волга мирно текла, текла, куда ей было надо,
И войска херувимов смотрели на то, как вершилась судьба.

На подъездах к собору пешим не было места,
На паперти - водка-мартини, соболя-жемчуга,
Но те, кто знал - знали, когда пойдут конвой и невеста,
Лучше быть немного подальше, если жизнь дорога.

Когда вышел священник, он не знал, что ему делать:
То ли мазать всех миром, то ли блевать с алтаря.
А жених, хоть крепился, сам был белее мела,
А по гостям, по которым не плакал осиновый кол, рыдала петля.

И никто не помнит, как это было,
Те, кто помнят, те в небе или в огне,
Но те, кто сильны - сильны тем, что знают, где сила.
А сила на ее стороне.

Говорят, что был ветер - ветер с ослепительным жаром,
Говорят, что камни рыдали, когда рвалась животворная нить.
А еще говорят, что нельзя вымогать того, что дается даром,
И чем сильнее ты ударишься об воду, тем меньше хлопотать-хоронить.

Он один остался в живых. Он вышел сквозь контуры двери.
Он поднялся на башню. Он вышел в окно.
И он сделал три шага - и упал не на землю, а в небо.
Она взяла его на руки, потому что они были одно.

И никто не помнит, как это было,
Те, кто помнят, те в небе или в огне,
Но те, кто сильны - сильны тем, что знают, где сила.
А сила на ее стороне.


Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened