miss_juliettef

Category:

От До до До

Знать бы, кто выдумал ноты, отыскать и набить ему морду, что выдумал мало созвучий, выдумал мало аккордов.

— Александр Васильев.

Любой человек с самого детства знает заветное До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си (хотя из уст некоторых малышей Фа и Соль звучат, как единое Фасоль). Некоторые даже могут это пропеть, выдерживая тональность, другие только рассказывают, как стихи. Но факт есть факт: знают семь нот все и каждый.

Вот только мало кто задумывается о том, а откуда, собственно, пошли эти названия, кто, как и когда их придумал.

Изображение с сайта culture.ru.
Изображение с сайта culture.ru.

Как не трудно догадаться, история эта очень старая, некоторые даже скажут, что древняя, как сам мир. На самом деле она всё-таки немного моложе. Тот, кого называют изобретателем первых нот, жил в конце X - первой половине XI века. То был монах Гвидо Аретинский, он же Гвидо д’Ареццо. Гвидо по происхождению был тосканцем, и, таким образом, первые ноты зародились совсем недалеко от Флоренции. Однако, кроме Гвидо, ещё многие приложили руку к созданию современных нот, вспомним же и о них.

Гвидо Аретинский. Изображение с сайта fishki.net.
Гвидо Аретинский. Изображение с сайта fishki.net.

ДО

У До, первой из семи нот, одна из самых загадочных историй. В изначальном варианте Гвидо Аретинского, в латинском гимне Иоанну Крестителю, она называлась Ут (Ut). Лишь в XVII веке Джованни Баттиста Дони, справедливо решив, что так будет удобнее петь, переименовал её в До. В настоящий момент для До, ровно, как и для других нот, существует альтернативная трактовка. Согласно ей, До – это сокращение многозначного латинского слова Dominus, которое в данном случае должно означать «Господь».

Дж. Б. Дони.
Дж. Б. Дони.

РЕ, МИ, ФА и ЛЯ

В названиях этих четырёх нот загадок меньше всего. Все они происходят от первых букв строчек вышеназванного гимна. Согласно второй трактовке, Re, Mi, Fa и La являются своеобразными отсылками к словам rerum (материя), miraculum (чудо), familia planetarium (Солнечная система, досл. семья планет) и lactea via (Млечный путь).

Млечный путь. Не правда ли, выглядит вдохновляюще?
Млечный путь. Не правда ли, выглядит вдохновляюще?

СОЛЬ

Из нот Гвидо д’Ареццо Соль является самой загадочной. Кажется, в ней нет ничего особенного, но, если вглядеться в строки гимна, становится непонятным, почему Гвидо, сокращая начала строк, лишь предпоследнее из сокращений сделал трёхбуквенным (на лат. Sol). Конечно, возможно, что он отделял от слова первый слог, но уж очень неудобной выглядит эта система. Верного ответа на вопрос, почему Гвидо выделил свои ноты именно так, мы не узнаем, наверное, никогда.

Альтернативная же трактовка говорит нам, что нота Соль (Sol) отсылает нас к Солнцу – латинскому слову Solis, называющему звезду.

СИ

История ноты Си не менее интересная, чем ноты До. В варианте Гвидо Аретинского её вовсе не было, и долгие века люди жили без неё. Только во второй половине XVI века её добавил некто Вальрант, составив название от первых букв «Sancte Ioannes» - то есть от Святого Иоанна. Современная трактовка – от первых букв слова Siderae, то есть «Небеса».

Гимн Святому Иоанну. Текст: UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, Solve polluti LAbii reatum, Sancte Ioannes.
Гимн Святому Иоанну. Текст: UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, Solve polluti LAbii reatum, Sancte Ioannes.

P.S. И тут тоже всё начинается с латыни…


Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened