miss_juliettef

Categories:

Революция как определяющий фактор модных тенденций

Некоторое, и, если честно, уже немалое время назад меня попросили рассказать о том, как изменилась мода во времена Великой Французской революции, и теперь я, наконец, выполню обещанное.

Изменения эти были, надо сказать, очень и очень интересными.

Контраст между французской модой 1790-х и 1770-х. Сатирическая гравюра конца XVIII века.
Контраст между французской модой 1790-х и 1770-х. Сатирическая гравюра конца XVIII века.

В преддверии революционных волнений в высших кругах царил стиль рококо. Громоздкий, изысканный, очень и очень декоративный, настолько декоративный, что сейчас уже не выглядит столь прекрасным. И, тем не менее, что-то в нём было такое, что по сей день заставляет со смесью восхищения и удивления вглядываться в портреты той эпохи…

Как я уже сказала, стиль этот был, мягко говоря, не верхом изящества и лёгкости. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на любой женский портрет середины XVIII века. Размер фижм заставляет трепетать. Они создавали особый силуэт юбки – очень широкий с боков в то же время плоский спереди и сзади. Однако к 80-м годам, ещё до начала Революции, они несколько уменьшились. Разум, кажется, на некоторое время возобладал над прочими желаниями. Корсеты, конечно же, тоже были в ходу, но они весьма отличались от тех, которые носили в следующем веке, они делали тело похожим скорее на букву V, чем на песочные часы, как в XIX веке. Обувь была разнообразной, двумя главными её особенностями были острые носы и абсолютная одинаковость левой и правой туфли.

Слева - корсет XVIII века, справа - XIX.  Изображение с сайта perfect-school.com.
Слева - корсет XVIII века, справа - XIX. Изображение с сайта perfect-school.com.

Мужская мода от женской не отставала. В первой половине века были чрезвычайно популярны разнообразные детали в виде манжет и жабо, которые могли быть как из простой ткани, так и из кружев. На протяжении всего века носили «снизу» штаны-кюлоты, а «сверху» жюстокоры и аби. Под последними, прямо на сорочку, надевались сначала камзолы (первоначально с длинным рукавом, потом без него), а ближе к концу века - жилеты. Обувью служили либо сапоги-ботфорты (очень, кстати, любимые Государем Павлом Петровичем) или туфли с обязательными большими пряжками, надеваемые с чулками. Ну и, конечно, чрезвычайно популярны были парики с буклями, их носили все и каждый, от мальчишки до старика.

Слева - аби, справа - жюстокор.
Слева - аби, справа - жюстокор.

Итак, таков был стиль, которому старались соответствовать все мало-мальски обеспеченные люди того времени. Но вот наступило время революции, казнили королевскую чету, всё переменилось (или, во всяком случае, так казалось). Разумеется, и представления о прекрасном сразу стали другими. Как не трудно догадаться, считаться идеалами красоты стали «звёзды» революции: Робеспьер, Марат (ни тот, ни другой, первостатейными красавцами явно не были), а среди женщин – Теруань де Мерикур, Тереза Тальен и, наверняка, Манон Ролан, которой восхищалась предыдущая. «Париками» и «кринолинами» (в принципе, фижмы и кринолин использовались с одинаковой частотой) начали величать приверженцев старого строя, а кличка «парики» в последующем столетии закрепилась за консерваторами. И в мужском, и в женском костюме отныне прослеживалось стремление к более простым формам, а также, в чём-то, к нивелированию разницы классов. Например, некоторые революционеры стали носить такие же штаны, как низшие слои общества (санкюлоты, т.е. те, кто без кюлот).

Жан-Поль Марат. Максимилиан Робеспьер.
Жан-Поль Марат. Максимилиан Робеспьер.

Разумеется, среди прочих революционеров появились и женщины, которые боролись за свои права. Это явилось одной из причин того, что платья однозначно упростили свой крой. А моду на Античность ввела Тереза Тальен, чью идею быстро подхватили новые верхи. Тяга к древнеримской моде имела под собой желание показать свой республиканский настрой. Исчезла из общего употребления любая косметика, как пережиток прошлого (и слишком дорогое удовольствие для почти разорённой страны). 

Теруань де Мерикур (гравюра конца XVIII века). Манон Ролан (Йохан Эрнст Хайнсиус, 1792). Тереза Тальен (Жак-Луи Давид, ок. 1800).
Теруань де Мерикур (гравюра конца XVIII века). Манон Ролан (Йохан Эрнст Хайнсиус, 1792). Тереза Тальен (Жак-Луи Давид, ок. 1800).

В эти жуткие и прекрасные одновременно годы появилось множество любопытнейших явлений, и для рассказа обо всех них одного поста явно не хватит. Наиболее знаковым явлением, наверное, стали "невероятные" (мужчины) и "удивительные" (женщины). Они сделали то, что в королевские времена было бы банальным нарушением приличий. Их отличительными признаками были разные вычурности (двууголки с большими полями, действительно невероятные галстуки, скорее напоминающие салфетки, плохо сидящие фраки и короткие жилеты). Но самым первым, о чем думаешь, когда заходит речь о невероятных, стали их длинные, нечёсаные волосы, просто спадающие на плечи. Впрочем, и вполне приличные люди носили распущенные волосы, с той только разницей, что они имели привычку причесываться.

Невероятные и удивительные во всей своей красе.
Невероятные и удивительные во всей своей красе.

Таким образом, Франция за какие-то пятнадцать лет пришла от громоздкого рококо к легкому ампиру. О том же, что последовало за ним, я уже писала тут:

Сто лет моды. Как одевались женщины в 1801-1901г.г.

И тут:

Лёгким движением руки брюки превращаются…


Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened